Адрес нашего склада:
Минск, ул. Бехтерева, 14

Работаем без выходных:
Пн-Пт: 10:00 - 18:00
Сб-Вс: 10:00 - 14:00

+375 (29) 333-90-01
+375 (29) 750-90-01

Ликбез

1. Маркировка шин

Для примера, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где:

  • 225 — это ширина шины в мм.
  • 45 — это отношение высоты профиля шины к её ширине в процентах (на данной шине это 45%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем «приземистее» автомобиль.
  • Если этот показатель отсутствует (например: 225/ R17), то это соотношение равно 80-82% и шина называется «полнопрофильной». На сегодняшний день такие шины применяются в основном для микроавтобусов и бусов. Начиная с 80% и ниже, этот показатель обязательно входит в обозначение шины.
  • Для вашего удобства в разделе шинный калькулятор можно рассчитать точные значения изменений параметра размера при установке альтернативных шин, не предусмотренных заводом изготовителем вашего автомобиля.
  • R — означает радиальную конструкцию шины (иногда указывается дополнительно Radial). Многие ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковые шины с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
  • 17 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
  • 94 — индекс нагрузки шины. Этот условный показатель определяет максимальную нагрузку на шину.
  • Т — индекс скорости. Индекс скорости указывает максимально допустимую скорость при нормальной нагрузке (заявленном индексе нагрузки) для продолжительной поездки. Т.е. если вы на шинах с максимальной скоростью 190 км/ч, в течение 15 минут будете двигаться со скоростью 210 км/ч, то ничего ужасного не приключится. Но при более длительной езде возможны деформация и даже разрушение шины из-за перегрева..

Наверх

2. Индекс скорости

Индекс скорости

J

K

L

M

N

P

Q

R

S

T

U

H

V

VR

W

Y

ZR

Мах. Скорость (км/ч)

100

110

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210

240

>210

270

300

>240

Наверх

3. Индекс нагрузки

Индекс нагрузки

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)

335

345

355

365

375

387

400

412

426

437

460

462

475

787

500

515

Индекс нагрузки

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)

515

530

545

560

580

600

615

630

650

670

690

710

730

750

775

800

Индекс нагрузки

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

113

114

115

116

Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)

825

850

875

900

925

950

975

1000

1030

1060

1090

1150

1180

1215

1250

Индекс нагрузки

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)

1285

1320

1360

1400

1450

1500

1550

1600

1650

1700

1750

1800

1850

1900

Наверх

4. Различные обозначения и сокращения

A/T (All Terrain) — всесезонные шины.

All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

Any Season — всесезонные шины.

AS — All Season — всесезонные шины.

Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.

Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).

M&S или M+S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.

M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.

Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.

MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.

PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись "Reinforced", т.е. "усиленные" (шины повышенной грузоподъемности).

R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.

RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.

Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины.

SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.

Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом

Studdable — подлежит ошиповке.

Studless — не полдежит ошиповке.

Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.

Tubeless (TL) — бескамерная шина.

TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.

ZP — нулевое давление (Z?ro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.

На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква "С" (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).

Наверх

5. Маркировка дисков

Независимо от того, какой диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный) — все диски имеют стандартную маркировку параметров

Разберем маркировку на примере диска к автомобилю Nissan: 6,5Jx16H2 ET40 PCD: 5/114.3 d66

6.5 — Ширина диска в дюймах.(B)

16 — Диаметр диска в дюймах (D)

5/114.3 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 114.3 мм.

PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).

Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.

При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):

у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.

у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий (по диагонали).

ET 40 — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 40 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). При установке не заводских дисков, параметр ЕТ может несколько отличаться от рекомендованного заводом изготовителем, поэтому при покупке дисков проконсультируйтесь с продавцом.

Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET40 (мм), если его величина положительная, или ET-10, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Вылет "положительный", если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость.

Вылет "отрицательный", если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскость

Чем размер вылета ближе к "0"-ю, тем колесо (визуально) дальше от кузова.

d 66 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 66 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, т.к. многие диски могут подходить к совершенно разным автомобилям. К примеру диски с параметрами 5х114.3, ЕТ40-45 ставятся на Nissan X-trail, Toyota Camry, Mazda 6, Chrysler Town Country, Kia Carnival и д.р.. Для центровки таких дисков на ступице используют переходные кольца.

J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;

hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.

Наверх

6. Сезонная замена шин

Не секрет, что «летняя» и «зимняя» резина имеет разный состав и предназначена для использования при разных температурах. Когда температура воздуха падает до -7°С, «летние» шины теряют до 40% своих сцепных свойств. Напротив, при температуре выше +5°С «зимние» шины становятся слишком мягкими, быстрее изнашивается протектор, а реакция на руль становится более вялой. Поэтому, одна из любимых «забав» экономных автомобилистов – «докатывать» зимнюю резину летом – просто опасна.

Но не стоит при сезонной смене покрышек ориентироваться только по температуре окружающего воздуха! Климат у нас непредсказуемый, лето не торопится наступать, а «зима всегда приходит неожиданно», как выражаются работники дорожных служб. К тому же, поливальные машины работают по своему собственному графику, известному только коммунальщикам и не зависящим от прогнозов синоптиков, впрочем, тоже противоречивым. Чистые, но мокрые улицы плюс утренние заморозки – и на летней резине из дома лучше не выезжать!

Все мы читаем одни и те же статьи, слушаем одни и те же прогнозы погоды, рекомендации всех производителей по поводу сезонной смены покрышек приблизительно одинаковы. Но когда наступает «час Х» в шиномонтажной мастерской выстраиваются огромные очереди, запись на шиномонтаж ведется на две-три недели вперед. Весной такое промедление не представляет особой проблемы, разве что цокот шипов по сухому асфальту начинает раздражать все больше и больше. А вот осенью… Чтобы не праздновать «день жестянщика» на первом гололеде, запишитесь на шиномонтаж заранее. А лучше всего купите второй комплект дисков, для зимней резины. Тогда Вам не придется ждать очереди на переобувку, ведь «перекинуть» колеса под силу даже женщине.

P.S. и на последок: не экономьте на сезонной переобувке, ведь это залог вашей безопасности. Помните, что всесезонная резина – это и летом не летняя, и зимой не зимняя!

Наверх

7. Глубина протектора шин

Почти каждого автолюбителя при покупке б/у шин интересует вопрос остаточной глубины протектора. Это вполне естественно и очень важно, поскольку если вы собираетесь купить бывшие в употреблении покрышки, то от этого показателя напрямую зависит сколько шины проедут километров, а так же ваша безопасность на дороге. Многие думают, что высота протектора новых шин - 10 мм (1 см). Это не совсем так.

Производители известных мировых брендов летние шины для легковых автомобилей делают как правило 7,5 – 8 мм, а зимние 8 – 9 мм. Резина для внедорожников и микроавтобусов 9 – 10,5 мм.

В тоже время российские, китайские и корейские легковые шины можно встретить с протектором 10 мм и даже 11 мм (!), но это только негативно сказывается на управляемости, а изнашиваются они все равно быстрее известных аналогов.

Вот некоторые примеры, летние шины (глубина протектора новых):

  • Continental PremiumContact2 – 7.9 мм
  • Bridgestone Turanza ER300 – 7.7 мм
  • Goodyear Hydra Grip – 8.0 мм
  • Pirelli P7 – 8.7 мм
  • Vredestein Sportrac3 – 7.6 мм
  • Yokohama C.drive – 7.5 мм

Наверх

8. Cоответствие шин ширине дисков

Ширина обода диска (в дюймах)

Размер

min.

оптимальный

max.

135/80R13

3,5

3,5

4,5

135/70R13

3,5

4

4,5

145/65R15

4

4,5

5

145/70R13

3,5

4,5

5

145/80R13

3,5

4

5

155/65R13

4,5

4,5

5,5

155/65R14

4,5

4,5

5,5

155/65R15

4,5

4,5

5

155/70R13

4

4,5

5

155/80R13

3

4,5

5

165/60R14

4,5

5

6

165/65R13

4,5

5

6

165/65R14

4,5

5

6

165/65R14

4,5

5

6

165/70R13

4

5

5,5

165/70R14

4

5

5,5

165/80R13

4

4,5

5,5

175/55R15

5

5,5

6

175/60R14

5

5

6

175/60R15

5

5

6

175/65R13

5

5

6

175/65R14

5

5

6

175/70R13

4,5

5

6

175/70R14

4,5

5

6

175/80R14

4,5

5

6

185/50R16

5

6

6,5

185/55R14

5

6

6,5

185/55R15

5

6

6,5

185/60R14

5

5,5

6,5

185/60R15

5

5,5

6,5

185/65R14

5

5,5

6,5

185/65R15

5

5,5

6,5

185/70R13

4,5

5,5

6

185/70R14

4,5

5,5

6

185/80R14

4,5

5

6

195/15R15

5,5

6

7

195/45R15

6

6,5

7,5

195/45R16

6

6,5

7,5

195/50R15

5,5

6

7

195/50R16

5,5

6

7

195/55R16

5,5

6

7

195/60R14

5,5

6

7

195/60R15

5,5

6

7

195/65R14

5,5

6

7

195/65R15

5,5

6

7

195/70R14

5

6

6,5

205/40R17

7

7,5

8

205/45R16

6,5

7

7,5

205/45R17

6,5

7

7,5

205/50R15

5,5

6,5

7,5

205/50R16

5,5

6,5

7,5

205/50R17

5,5

6,5

7,5

205/55R15

5,5

6,5

7,5

205/55R16

6

6,5

7,5

205/60R15

5,5

6

7,5

205/60R16

5,5

6

7,5

205/65R15

5,5

6

7,5

215/35R18

7

7,5

8,5

215/40R16

7

7,5

8,5

215/40R17

7

7,5

8,5

215/45R16

7

7

8

215/45R17

7

7

8

215/45R18

7

7

8

215/50R16

6

7

7,5

215/55R16

6

7

7,5

215/60R16

6

6,5

7,5

215/65R15

6

6,5

7,5

215/65R16

6

6,5

7,5

225/35R17

7,5

8

9

225/35R18

7,5

8

9

225/35R19

7,5

8

9

225/40R18

7,5

8

9

225/40R19

7,5

8

9

225/45R16

7

7,5

8,5

225/45R17

7

7,5

8,5

225/45R18

7

7,5

8,5

225/50R15

6

7

8

225/50R16

6

7

8

225/50R17

6

7

8

225/55R15

6

7

8

225/55R16

6

7

8

225/55R17

6

7

8

225/60R15

6,5

7

8

225/60R16

6

6,5

8

235/35R18

8

8,5

9,5

235/35R19

8

8,5

9,5

235/40R17

8

8,5

9,5

235/40R18

8

8,5

9,5

235/45R17

7,5

8

9

235/45R18

7,5

8

9

235/50R16

6,5

7,5

8,5

235/50R17

6,5

7,5

8,5

235/50R18

6,5

7,5

8,5

235/55R17

6,5

7,5

8,5

235/60R16

6,5

7

8,5

235/65R17

6,5

7

8,5

235/65R18

6,5

7

8,5

245/35R19

8

8,5

9,5

245/35R20

8

8,5

9,5

245/35R21

8

8,5

9,5

245/40R17

8

8,5

9,5

245/40R18

8

8,5

9,5

245/40R19

8

8,5

9,5

245/40R20

8

8,5

9,5

245/45R16

7,5

8

9

245/45R17

7,5

8

9

245/45R18

7,5

8

9

245/45R19

7,5

8

9

245/50R16

7

7,5

8,5

245/50R18

7

7,5

8,5

245/55R16

7

7,5

8,5

245/55R17

7

7,5

8,5

255/30R20

8,5

9

9,5

255/30R21

8,5

9

9,5

255/30R22

8,5

9

9,5

255/35R18

8,5

9

10

255/35R19

8,5

9

10

255/35R20

8,5

9

10

255/35R21

8,5

9

10

255/40R17

8,5

9

10

255/40R18

8,5

9

10

255/40R19

8,5

9

10

255/45R17

8

8,5

9,5

255/45R18

8

8,5

9,5

255/50R16

7

8

9

255/55R17

7

8

9

265/30R19

9

9,5

10

265/35R17

9

9,5

10,5

265/35R18

9

9,5

10,5

265/35R19

9

9,5

10,5

265/40R17

9

9,5

10,5

265/40R18

9

9,5

10,5

275/30R19

9

9,5

10

275/35R18

9

9,5

11

275/35R19

9

9,5

11

275/35R20

9

9,5

11

275/40R17

9

9,5

11

275/40R18

9

9,5

11

275/40R19

9

9,5

11

285/30R18

9,5

10

10,5

285/30R19

9,5

10

10,5

285/30R20

9,5

10

10,5

285/30R21

9,5

10

10,5

285/35R18

9,5

10

11

285/35R19

9,5

10

11

285/40R17

9

10

11

295/25R20

10

10,5

11

295/25R21

10

10,5

11

295/25R22

10

10,5

11

295/30R18

10

10,5

10

295/30R19

10

10,5

11

295/30R21

10

10,5

11

295/35R18

10

10,5

11,5

295/35R19

10

10,5

11,5

315/30R18

10,5

11

11,5

335/30R18

11,5

12

12,5

335/30R20

11,5

12

12,5

335/35R17

11

12

13

345/30R19

11,5

12

12,5

345/35R18

11,5

12

13,5

Наверх