1. Маркировка шин
Для примера, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где:
↑ Наверх
2. Индекс скорости
Индекс скорости |
J |
K |
L |
M |
N |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
H |
V |
VR |
W |
Y |
ZR |
Мах. Скорость (км/ч) |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
210 |
240 |
>210 |
270 |
300 |
>240 |
↑ Наверх
3. Индекс нагрузки
Индекс нагрузки |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) |
335 |
345 |
355 |
365 |
375 |
387 |
400 |
412 |
426 |
437 |
460 |
462 |
475 |
787 |
500 |
515 |
Индекс нагрузки |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) |
515 |
530 |
545 |
560 |
580 |
600 |
615 |
630 |
650 |
670 |
690 |
710 |
730 |
750 |
775 |
800 |
Индекс нагрузки |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
110 |
111 |
113 |
114 |
115 |
116 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) |
825 |
850 |
875 |
900 |
925 |
950 |
975 |
1000 |
1030 |
1060 |
1090 |
1150 |
1180 |
1215 |
1250 |
Индекс нагрузки |
117 |
118 |
119 |
120 |
121 |
122 |
123 |
124 |
125 |
126 |
127 |
128 |
129 |
130 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) |
1285 |
1320 |
1360 |
1400 |
1450 |
1500 |
1550 |
1600 |
1650 |
1700 |
1750 |
1800 |
1850 |
1900 |
↑ Наверх
4. Различные обозначения и сокращения
A/T (All Terrain) — всесезонные шины.
All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Any Season — всесезонные шины.
AS — All Season — всесезонные шины.
Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.
Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).
M&S или M+S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.
Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись "Reinforced", т.е. "усиленные" (шины повышенной грузоподъемности).
R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.
Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины.
SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом
Studdable — подлежит ошиповке.
Studless — не полдежит ошиповке.
Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
Tubeless (TL) — бескамерная шина.
TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
ZP — нулевое давление (Z?ro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.
На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква "С" (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).
↑ Наверх
5. Маркировка дисков
Независимо от того, какой диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный) — все диски имеют стандартную маркировку параметров
Разберем маркировку на примере диска к автомобилю Nissan: 6,5Jx16H2 ET40 PCD: 5/114.3 d66
6.5 — Ширина диска в дюймах.(B)
16 — Диаметр диска в дюймах (D)
5/114.3 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 114.3 мм.
PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).
Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.
у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий (по диагонали).
ET 40 — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 40 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). При установке не заводских дисков, параметр ЕТ может несколько отличаться от рекомендованного заводом изготовителем, поэтому при покупке дисков проконсультируйтесь с продавцом.
Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET40 (мм), если его величина положительная, или ET-10, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Вылет "положительный", если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость.
Вылет "отрицательный", если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскость
Чем размер вылета ближе к "0"-ю, тем колесо (визуально) дальше от кузова.
d 66 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 66 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, т.к. многие диски могут подходить к совершенно разным автомобилям. К примеру диски с параметрами 5х114.3, ЕТ40-45 ставятся на Nissan X-trail, Toyota Camry, Mazda 6, Chrysler Town Country, Kia Carnival и д.р.. Для центровки таких дисков на ступице используют переходные кольца.
J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;
hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
↑ Наверх
6. Сезонная замена шин
Не секрет, что «летняя» и «зимняя» резина имеет разный состав и предназначена для использования при разных температурах. Когда температура воздуха падает до -7°С, «летние» шины теряют до 40% своих сцепных свойств. Напротив, при температуре выше +5°С «зимние» шины становятся слишком мягкими, быстрее изнашивается протектор, а реакция на руль становится более вялой. Поэтому, одна из любимых «забав» экономных автомобилистов – «докатывать» зимнюю резину летом – просто опасна.
Но не стоит при сезонной смене покрышек ориентироваться только по температуре окружающего воздуха! Климат у нас непредсказуемый, лето не торопится наступать, а «зима всегда приходит неожиданно», как выражаются работники дорожных служб. К тому же, поливальные машины работают по своему собственному графику, известному только коммунальщикам и не зависящим от прогнозов синоптиков, впрочем, тоже противоречивым. Чистые, но мокрые улицы плюс утренние заморозки – и на летней резине из дома лучше не выезжать!
Все мы читаем одни и те же статьи, слушаем одни и те же прогнозы погоды, рекомендации всех производителей по поводу сезонной смены покрышек приблизительно одинаковы. Но когда наступает «час Х» в шиномонтажной мастерской выстраиваются огромные очереди, запись на шиномонтаж ведется на две-три недели вперед. Весной такое промедление не представляет особой проблемы, разве что цокот шипов по сухому асфальту начинает раздражать все больше и больше. А вот осенью… Чтобы не праздновать «день жестянщика» на первом гололеде, запишитесь на шиномонтаж заранее. А лучше всего купите второй комплект дисков, для зимней резины. Тогда Вам не придется ждать очереди на переобувку, ведь «перекинуть» колеса под силу даже женщине.
P.S. и на последок: не экономьте на сезонной переобувке, ведь это залог вашей безопасности. Помните, что всесезонная резина – это и летом не летняя, и зимой не зимняя!
↑ Наверх
7. Глубина протектора шин
Почти каждого автолюбителя при покупке б/у шин интересует вопрос остаточной глубины протектора. Это вполне естественно и очень важно, поскольку если вы собираетесь купить бывшие в употреблении покрышки, то от этого показателя напрямую зависит сколько шины проедут километров, а так же ваша безопасность на дороге. Многие думают, что высота протектора новых шин - 10 мм (1 см). Это не совсем так.
Производители известных мировых брендов летние шины для легковых автомобилей делают как правило 7,5 – 8 мм, а зимние 8 – 9 мм. Резина для внедорожников и микроавтобусов 9 – 10,5 мм.
В тоже время российские, китайские и корейские легковые шины можно встретить с протектором 10 мм и даже 11 мм (!), но это только негативно сказывается на управляемости, а изнашиваются они все равно быстрее известных аналогов.
Вот некоторые примеры, летние шины (глубина протектора новых):
↑ Наверх
8. Cоответствие шин ширине дисков
Ширина обода диска (в дюймах)
Размер |
min. |
оптимальный |
max. |
135/80R13 |
3,5 |
3,5 |
4,5 |
135/70R13 |
3,5 |
4 |
4,5 |
145/65R15 |
4 |
4,5 |
5 |
145/70R13 |
3,5 |
4,5 |
5 |
145/80R13 |
3,5 |
4 |
5 |
155/65R13 |
4,5 |
4,5 |
5,5 |
155/65R14 |
4,5 |
4,5 |
5,5 |
155/65R15 |
4,5 |
4,5 |
5 |
155/70R13 |
4 |
4,5 |
5 |
155/80R13 |
3 |
4,5 |
5 |
165/60R14 |
4,5 |
5 |
6 |
165/65R13 |
4,5 |
5 |
6 |
165/65R14 |
4,5 |
5 |
6 |
165/65R14 |
4,5 |
5 |
6 |
165/70R13 |
4 |
5 |
5,5 |
165/70R14 |
4 |
5 |
5,5 |
165/80R13 |
4 |
4,5 |
5,5 |
175/55R15 |
5 |
5,5 |
6 |
175/60R14 |
5 |
5 |
6 |
175/60R15 |
5 |
5 |
6 |
175/65R13 |
5 |
5 |
6 |
175/65R14 |
5 |
5 |
6 |
175/70R13 |
4,5 |
5 |
6 |
175/70R14 |
4,5 |
5 |
6 |
175/80R14 |
4,5 |
5 |
6 |
185/50R16 |
5 |
6 |
6,5 |
185/55R14 |
5 |
6 |
6,5 |
185/55R15 |
5 |
6 |
6,5 |
185/60R14 |
5 |
5,5 |
6,5 |
185/60R15 |
5 |
5,5 |
6,5 |
185/65R14 |
5 |
5,5 |
6,5 |
185/65R15 |
5 |
5,5 |
6,5 |
185/70R13 |
4,5 |
5,5 |
6 |
185/70R14 |
4,5 |
5,5 |
6 |
185/80R14 |
4,5 |
5 |
6 |
195/15R15 |
5,5 |
6 |
7 |
195/45R15 |
6 |
6,5 |
7,5 |
195/45R16 |
6 |
6,5 |
7,5 |
195/50R15 |
5,5 |
6 |
7 |
195/50R16 |
5,5 |
6 |
7 |
195/55R16 |
5,5 |
6 |
7 |
195/60R14 |
5,5 |
6 |
7 |
195/60R15 |
5,5 |
6 |
7 |
195/65R14 |
5,5 |
6 |
7 |
195/65R15 |
5,5 |
6 |
7 |
195/70R14 |
5 |
6 |
6,5 |
205/40R17 |
7 |
7,5 |
8 |
205/45R16 |
6,5 |
7 |
7,5 |
205/45R17 |
6,5 |
7 |
7,5 |
205/50R15 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
205/50R16 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
205/50R17 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
205/55R15 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
205/55R16 |
6 |
6,5 |
7,5 |
205/60R15 |
5,5 |
6 |
7,5 |
205/60R16 |
5,5 |
6 |
7,5 |
205/65R15 |
5,5 |
6 |
7,5 |
215/35R18 |
7 |
7,5 |
8,5 |
215/40R16 |
7 |
7,5 |
8,5 |
215/40R17 |
7 |
7,5 |
8,5 |
215/45R16 |
7 |
7 |
8 |
215/45R17 |
7 |
7 |
8 |
215/45R18 |
7 |
7 |
8 |
215/50R16 |
6 |
7 |
7,5 |
215/55R16 |
6 |
7 |
7,5 |
215/60R16 |
6 |
6,5 |
7,5 |
215/65R15 |
6 |
6,5 |
7,5 |
215/65R16 |
6 |
6,5 |
7,5 |
225/35R17 |
7,5 |
8 |
9 |
225/35R18 |
7,5 |
8 |
9 |
225/35R19 |
7,5 |
8 |
9 |
225/40R18 |
7,5 |
8 |
9 |
225/40R19 |
7,5 |
8 |
9 |
225/45R16 |
7 |
7,5 |
8,5 |
225/45R17 |
7 |
7,5 |
8,5 |
225/45R18 |
7 |
7,5 |
8,5 |
225/50R15 |
6 |
7 |
8 |
225/50R16 |
6 |
7 |
8 |
225/50R17 |
6 |
7 |
8 |
225/55R15 |
6 |
7 |
8 |
225/55R16 |
6 |
7 |
8 |
225/55R17 |
6 |
7 |
8 |
225/60R15 |
6,5 |
7 |
8 |
225/60R16 |
6 |
6,5 |
8 |
235/35R18 |
8 |
8,5 |
9,5 |
235/35R19 |
8 |
8,5 |
9,5 |
235/40R17 |
8 |
8,5 |
9,5 |
235/40R18 |
8 |
8,5 |
9,5 |
235/45R17 |
7,5 |
8 |
9 |
235/45R18 |
7,5 |
8 |
9 |
235/50R16 |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
235/50R17 |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
235/50R18 |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
235/55R17 |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
235/60R16 |
6,5 |
7 |
8,5 |
235/65R17 |
6,5 |
7 |
8,5 |
235/65R18 |
6,5 |
7 |
8,5 |
245/35R19 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/35R20 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/35R21 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/40R17 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/40R18 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/40R19 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/40R20 |
8 |
8,5 |
9,5 |
245/45R16 |
7,5 |
8 |
9 |
245/45R17 |
7,5 |
8 |
9 |
245/45R18 |
7,5 |
8 |
9 |
245/45R19 |
7,5 |
8 |
9 |
245/50R16 |
7 |
7,5 |
8,5 |
245/50R18 |
7 |
7,5 |
8,5 |
245/55R16 |
7 |
7,5 |
8,5 |
245/55R17 |
7 |
7,5 |
8,5 |
255/30R20 |
8,5 |
9 |
9,5 |
255/30R21 |
8,5 |
9 |
9,5 |
255/30R22 |
8,5 |
9 |
9,5 |
255/35R18 |
8,5 |
9 |
10 |
255/35R19 |
8,5 |
9 |
10 |
255/35R20 |
8,5 |
9 |
10 |
255/35R21 |
8,5 |
9 |
10 |
255/40R17 |
8,5 |
9 |
10 |
255/40R18 |
8,5 |
9 |
10 |
255/40R19 |
8,5 |
9 |
10 |
255/45R17 |
8 |
8,5 |
9,5 |
255/45R18 |
8 |
8,5 |
9,5 |
255/50R16 |
7 |
8 |
9 |
255/55R17 |
7 |
8 |
9 |
265/30R19 |
9 |
9,5 |
10 |
265/35R17 |
9 |
9,5 |
10,5 |
265/35R18 |
9 |
9,5 |
10,5 |
265/35R19 |
9 |
9,5 |
10,5 |
265/40R17 |
9 |
9,5 |
10,5 |
265/40R18 |
9 |
9,5 |
10,5 |
275/30R19 |
9 |
9,5 |
10 |
275/35R18 |
9 |
9,5 |
11 |
275/35R19 |
9 |
9,5 |
11 |
275/35R20 |
9 |
9,5 |
11 |
275/40R17 |
9 |
9,5 |
11 |
275/40R18 |
9 |
9,5 |
11 |
275/40R19 |
9 |
9,5 |
11 |
285/30R18 |
9,5 |
10 |
10,5 |
285/30R19 |
9,5 |
10 |
10,5 |
285/30R20 |
9,5 |
10 |
10,5 |
285/30R21 |
9,5 |
10 |
10,5 |
285/35R18 |
9,5 |
10 |
11 |
285/35R19 |
9,5 |
10 |
11 |
285/40R17 |
9 |
10 |
11 |
295/25R20 |
10 |
10,5 |
11 |
295/25R21 |
10 |
10,5 |
11 |
295/25R22 |
10 |
10,5 |
11 |
295/30R18 |
10 |
10,5 |
10 |
295/30R19 |
10 |
10,5 |
11 |
295/30R21 |
10 |
10,5 |
11 |
295/35R18 |
10 |
10,5 |
11,5 |
295/35R19 |
10 |
10,5 |
11,5 |
315/30R18 |
10,5 |
11 |
11,5 |
335/30R18 |
11,5 |
12 |
12,5 |
335/30R20 |
11,5 |
12 |
12,5 |
335/35R17 |
11 |
12 |
13 |
345/30R19 |
11,5 |
12 |
12,5 |
345/35R18 |
11,5 |
12 |
13,5 |
↑ Наверх